МОЛОДЕЖНЫЙ КЛУБ Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко

Объявление

Форум начинает свою работу в тестовом режиме. Предложения по организации работы форума высылайте по адресу: youthclubstanmus@gmail.com

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



опера и техническитй прогресс (с)

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Хочу привести здесь впечатления от спектакля своего друга. Достаточно интересно.

ездил вечером в оперу. "Евгений Онегин" Чайковского.
Чайковский - лучший из композиторов России, гений однозначно, но балеты ему лучше удавались.

как бы ни был гениален Пётр Ильич, но Александра Сергеевича он не улучшил. явно.

я бы эту оперу назвал "Татьяна Ларина". всё в опере вокруг неё. все страдания-терзания, всё действие. даже дополнительный персонаж (его не было у Пушкина в романе) Гремин, и тот ради всё того же татьяниного образа. Пушкину не нужен был муж Татьяны. роман соответствовал названию.

большую часть времени первого действия (которое занимает большую часть оперы) Татьяна монотонно и невразумительно пела о своих проблемах. долго-долго. нескончаемо. непонятно.

но, вернусь к теме.

в моём любимом театре - "Московский Академический Музыкальный Театр им. Станиславского и..." покупая билеты, можно доплатить 200 рублей и т. обр. зарезервировать себе место на подземной парковке театра.
супер! тёплая парковка, чистота, вежливый персонал (просто ласковый!). кинув одежду в машине, поднимаешься на лифте в фойе.
не толкаешься в очередь при входе. не стоишь в долгой очереди в гардероб при выходе. замечательно!
а в центре в 7 вечера фиг место найдёшь где привстать, да и за тачку будешь переживать, вместо наслаждения великим искусством.

но технический прогресс имеет и свои минусы. в духовном плане.
жуткие декорации, механизмами наружу - это полбеды. новаторство постановки - много хуже.

то, что Татьяна валяется и страдает в подъёмнике, который мы привыкли видеть при промазке швов между панелей в домах массовой застройки 60-80 гг - это ещё более-менее.
вот когда Ленский был убит Онегиным на дуэли, упал и лежал непродолжительное время. потом выскочили на сцену толпа дядек со швабрами и труп Ленского швабрами затолкали-закатили за кулисы, тут уж весь зал был в шоке - кто охал, кто ахал, кто хихикал.

но Чайковский всё одно велик. да. хорошо мне. (с)

0

2

Дорогие друзья!
Хочется ответить вам по пунктам:

Во-первых: не нам с вам судить, кто является лучшим русским композитором (существует мнение, что у Чайковского музыка, скорее, французская, за что его и любят на западе). И трудно согласиться с тем, что балеты Петру Ильичу удавались лучше — Мариус Иванович Петипа (постановщик большинства балетов Чайковского) был уверен, что музыку к «Спящей красавице» невозможно станцевать. И многие профессионалы танца вам скажут, что Минкус гораздо более балетный композитор.

Во-вторых: сам Петр Ильич относился к «Евгению Онегину» не слишком серьезно и во избежание злобных выпадов, вроде вашего, называл свое произведение лирическими сценами.

В-третьих: ваш монолог заставляет меня усомниться в том, что вы хорошо знакомы с текстом  романа, наверное давно не перечитывали. У Пушкина, так же как и у Чайковского, львиная доля повествования отводится страданиям-терзаниям Татьяны. И во второй сцене первого действия Татьяна «долго и заунывно» поет «Письмо Татьяны к Онегину», все по Пушкину, почти слово в слово, можете сверить.

В четвертых: с чего вы взяли, что Гремин дополнительный персонаж?! То что Пушкин не назвал его по имени, еще не значит, что его вообще нет. С кем по-вашему беседует Онегин в восьмой главе? Цитирую: «Скажи мне, князь, не знаешь ты,// Кто там в малиновом берете // С послом испански говорит?»  «Да кто ж она?» - Жена моя.» Если, как вы говорите, Пушкину не нужен был муж Татьяны, то как понимать концовку романа и слова Татьяны: «Но я другому отдана;// Я буду век ему верна».

Поверьте мне, генерал появился не случайно. Если бы не он, все могло бы закончится иначе. Кстати, у Чайковского в первоначальном варианте был совсем другой конец, без Гремина. Татьяна должна была забыть про все и броситься в объятья к Онегину. Но публика не оценила такой ход и потребовала, чтобы все было согласно первоисточнику.

Конечно, Чайковский не улучшил роман Пушкина — у него не было такой задачи. Но можно смело сказать, что он и не сделал его хуже, потому как это физически невозможно. Композитор создал отдельное произведение, которое не нужно ни с чем сравнивать. Эта музыка пережила многих зловредных критиков, и нас с вами тоже переживет. Так что, можно на этот счет расслабиться. А что касается постановки — то это дело вкуса и общего уровня культуры и интеллекта. Я считаю, что это одна из лучших постановок Онегина, по крайней мене из тех, что я видел.

Видите ли, опера — это жанр синтетический. Это не просто иллюстрация музыки. Здесь важно все: и пение, и игра актеров и режиссерская трактовка. Если спектакль не привносит новые смыслы в произведение — то незачем его ставить. А работы Тителя всегда богаты смыслом и никогда не противоречат музыке. А это самое главное!

0

3

это писал я, но не для этого места и для другой публики. впрочем, неважно.

по пунктам:

1. "не нам с вам судить, кто является лучшим русским композитором" - а почему бы нам с вами не судить об этом? кто должен об этом судить - некие специалисты, и объявлять свой рейтинг, как суровый вердикт?
Чайковского любят не только на Западе, да будет Вам известно. в Японии просто обожают Петра Ильича. в своё время к родным японским магнитофонам прикладывалась демонстрационная кассета с непременным Чайковским.
в этом его гениальность - он понятен и любим и на Западе и на Востоке. потому что истинное, великое национальное искусство всегда наднационально.
а насчёт Минкуса - спросите на улице тысячу человек, какой балет Минкуса они не то, чтобы видели, но хотя б название помнят. три человека ответят что-либо внятное.
а "Щелкунчик" и "Лебединое озеро" известны всем.
и не говорите мне, что общенародная любовь это не показатель качества.

2. у меня не "злобный выпад", бросьте эти пошлые штампы.
и скажите, обязан ли я знать отношение автора к своей работе, для того, чтобы наслаждаться произведением?
а Гоголь "Мёртвые души" частично сжёг, должен ли я читать про Чичикова с некоторым снисхождением?

3. да, по Пушкину, слово в слово.
но у Пушкина легко и гениально, а в опере долго и заунывно.
вот, не поверите, слушая "Евгения Онегина", я подумал, что стихи Пушкина хочется порой очистить от музыки Чайковского.

4. у Пушкина был безликий вспомогательный образ. у Чайковского этот образ персонифицирован. именно потому, что Гремин - муж Татьяны. т.к. повторюсь, Пушкину был интересен мужчина Е.Онегин, Чайковскому - женщина, Т. Ларина.

5. "Конечно, Чайковский не улучшил роман Пушкина" - несомненно! он не улучшил и не ухудшил - Чайковский создал новое произведение, хотя и по мотивам Пушкина.

о постановке:
металлоконструкции на сцене в классической опере и убитый Ленский, которого реально жалко, пихаемый швабрами, как мусор - привнесли новый смысл в произведение Чайковского?
а стриптизёрши и голый негр в "Травиате" улучшили восприятие музыки Верди?
а пошляк Хазанов, мямлящий про изнасилование шпрот, сильно облагородил Штрауса?

но, "А что касается постановки — то это дело вкуса и общего уровня культуры и интеллекта."
видимо, я бескультурный кретин.

Отредактировано Котеище (Wed-04-09 22:52:19)

0

4

И снова добрый день!
«и не говорите мне, что общенародная любовь это не показатель качества» — ваш тезис справедлив только отчасти. Всенародно у нас любят не только и не столько Чайковского. Послушайте, что звучит вот всех маршрутках. Думаете, Чайковский? Отнюдь! Радио-шансон. И не говорите мне, что это показатель качества. То, что популярно — не значит хорошо. А своей «популярностью» в народе «Лебединое озеро» обязано не столько автору, сколько двум путчам начала 90-х, когда этот балет транслировали по центральным каналам вместо новостных программ. И то, что выбор редакторов пал именно на «Лебединое» — это воля случая, а не показатель качества. В Большом театре женский туалет пользуется большей популярностью, чем Чайковский с Мусоргским, но это не значит, что он лучше. А японцев я могу понять, они любят все необычное, например, группу Тату. Я сам очень люблю балеты Чайковского, и симфонии, и все его 9 опер. Просто мне совершенно непонятно, почему музыка к «Евгению Онегину» кажется вам заунывной? Мне кажется, она очень легкая, лиричная, с живыми интонациями, и очень тонко передает нюансы пушкинского текста. Я думаю, вы ее просто еще не расслышали. Русские оперы не сразу начинают нравиться, нужно время, чтобы вслушаться.

Никто не говорит о снисхождении. Искусство вообще снисхождения не просит. А Гоголь сжег не «Мертвые души», а продолжение, и вероятно, у него были на то причины.

И по поводу Пушкина вы глубоко заблуждаетесь. Ему, как и Чайковскому, была больше интересна Татьяна, а не Онегин. Об этом он ги сам говорил. Есть даже мнение, что образ Татьяны — это автопортрет поэта.

О постановке.
Непонятно, чем вам не угодили металлоконструкции? По-моему они здесь очень в тему. Или вам больше нравится стол во всю сцену, и чтобы все время ложки звенели? И выметаемый Ленский — гениальная идея. Фактически с ним так и поступают в романе, просто выбрасывают за ненадобностью. Ольга ведь не долго скорбела. А режиссер просто это проиллюстрировал. Эта находка не привносит новый смысл в произведение Чайковского, она его доносит до зрителя. Мы привыкли воспринимать классику стерильно, а это неправильно. Прекрасные стриптизерши и голый негр работают точно так же — доносят идею автора, причем, очень точно. Что еще вы ожидали увидеть в публичном доме? Это не пошлый трюк, рассчитанный на привлечение невзыскательной публики, это внимательный взгляд на произведение. А про Хазанова даже не вспоминайте —  это отдельный случай, который даже обсуждать нет смысла.

0

5

типа того, здравствуйте.

1. "Всенародно у нас любят не только и не столько Чайковского. Послушайте, что звучит вот всех маршрутках"
ну зачем же так?
сравнение метров с килограммами - пошлый приём неталантливых журналистов.
я Вам предлагал сравнить Чайковского с Минкусом, а не с Любой Успенской.

станемте вспоминать ГКЧП?
так, напротив, "Лебединое озеро" было скомпрометировано этой пошлой выходкой безпомощных радетелей за Отчизну.

и насчёт "женского туалета в Большом театре" - я не в теме. я не понял вашей аллегории.

а вот с японцами всё ясно:
есть те, что любят Чайковского, а есть, которые любят "Тату". и последние сродни нашим согражданам, которые прутся от Любы Успенской и гайморитного Лепса.

2. "Гоголь "Мёртвые души" частично сжёг" и "Гоголь сжег не «Мертвые души», а продолжение" - объясните, в чём разница, где противоречие.

3. Пушкин был очень конкретен и как нельзя более ясно выражал свои мысли. не называл Пушкин свои произведения от балды. если назывется роман "Евгений Онегин", то не стоит там искать подспудный смысл.

4. опера, хотя и жанр синтетический, но не стоит соединять воду с керосином - всё хорошо в отдельности.
пение и музыка - уместны в театре. металлоконструкции  - на стройке.
стриптизёрши прекрасные и негр мускулистый с оперой Верди никак не вяжутся. не говоря уж о том, что на билетах не видел я надписи, чтобы детям до 14 не ходить на данный спектакль.

в 20-х годах после октябрьского переворота авангардизм такой был в моде. тогда была эйфория от всеобщего погрома русской культуры.
а нынче что -  вторая волна после т.н. "перестройки" никак не утихнет?

Отредактировано Котеище (Mon-04-09 14:28:02)

0

6

Нет смысла обсуждать, кто из композиторов лучше. Каждый хорош по-своему. А вот народные симпатии все-таки отданы не классической музыке,а Любе Успенской, которая тоже в чем-то хороша. Просто работает в другом жанре. И танец маленьких лебедей стал большей попсой, чем Тату и Успенская вместе взятые. А японцы, кстати, и Минкуса уважают. Мне рассказывали, что творилось в Токио на гастролях Большого театра. Во время представления «Дон Кихота» зрители бились в экстазе. Вот где настоящий драйв, а у Чайковского Фея Драже и смертная сука. Но это мое субъективное мнение, вы можете не соглашаться.

«Мертвые души» - это цельное и целостное произведение. Гоголь потом пытался писать другой текст, где развивал тему, но сжег его. Сама  поэма от этого не пострадала. Если бы он сжег часть «Мертвых душ», то это означало бы, что мы имеем дело с незаконченным текстом. В нашем случае это не так.

Подспудные смыслы никто не ищет. Я вам сообщаю факты. Я советую вам прочитать роман целиком, а не только название. А то вы, не владея всей полнотой информации, пытаетесь вести спор. И Пушкин не был уж столь конкретен, он до самого конца не знал, каким будет финал. И прекратите ругать оперу. Многие без этой музыки уже не представляют стихов Пушкина.

Что касается металлоконструкций. Если вы не поняли, то я объясню. В начале спектакля — это мост. Железный узкий мост, таких много в деревнях. В сцене письма — это балкон. И то, что Татьяна поет в «подвешенном состоянии» только подчеркивает настроение. Не могу понять, чем вам это помешало. А в «Травиате» все еще проще. По замыслу Верди, сама опера должна была шокировать публику. Она и называется «Проститутка» или «Падшая женщина», если вам угодно.  И в сцене со стриптизом, у Верди планировались цыгане, но не как вольный веселый народ, а как символ пошлости и порока. В наше время цыгане производят другое впечатление, и не могут выполнять ту же функцию, что и во времена Верди. Поэтому режиссер и заменил цыган на стриптизеров, которые более актуальны. Вот и все. Если они вас раздражают, значит, вы правильно реагируете. Кроме того, на всех афишах и в кассовом зале написано, что спектакль не рекомендован к просмотру детям до 14 лет.

А про авангардизм вы зря. Тут нет никакого авангардизма. Все взвешено и оправдано. Каждая мелочь. Не хочется подозревать вас в снобизме, лучше порекомендую сходить в Большой театр или в Новую оперу, а еще лучше, слушайте оперу по радио.

0

7

"- ну и не ходи в наш театр, противный!"?

0

8

Это риторический вопрос?!
Я просто предложил посетить другие театры, для сравнения. Может, это просто не ваша эстетика или не ваш жанр?! Тут вообще не о чем спорить. Каждому свое.

0